Восток
Сякухати – дыхание, ставшее музыкой (Япония)
После X фестиваля EARLYMUSIC настало время подведения итогов первого десятилетия, без чего невозможно видение будущего. Первый вопрос, который возник в этой связи: а чем фестиваль early music в России должен отличаться от других подобных европейских фестивалей?
Культурные корни России растут во все стороны, и они собраны в единый узел здесь, в Санкт-Петербурге. Вектора же их уходят далеко за пределы страны, и не только в Европу, но и на Восток: Ближний, Средний и Дальний. Тело страны строится вокруг этих осей, которые создают магнетизм иных культур.
Таким образом, начиная с XI фестиваля мы начали представлять музыкальные традиции Ирана, Османской империи, Китая, Японии, Кореи и других культур, порой сопоставляя их или умышленно сталкивая, чтобы обнаружить скрытые ренонансы между ними.
Один из сентябрских выходных дней XIV фестиваля мы решили посвятить продольной флейте, как она себя проявила в разных культурах. Существуют два вида флейт: продольная и поперечная. Европейская продольная флейта эпохи Барокко – это рекордер или всем хорошо известная блокфлейта. К поперечным европейским флейтам относится флейта траверсо разных конструкций, в том числе и бёмовская металлическая, которую мы видим в современном симфоническом оркестре.
День начался в Меншиковском дворце, где нидерландский ансамбль Bassano исполнял музыку для консорта блокфлейт. Среди инструментов, которые музыканты привезли с собой, были совсем маленькие, которые могли уместиться на ладони, были огромные, как колонна, а также целая линейка привычных нам блокфлейт любого размера.
Публика, выходя с этого концерта, спускалась к Неве, где ее уже ожидал кораблик, который перевез всех в Шереметевский дворец на Фонтанке. Там, в Музее музыкальных инструментов, состоялся концерт японской музыки, на котором звучала флейта сякухати. В противоположность разнообразию форм европейских блокфлейт, которые представил ансамбль Bassano, на этом концерте звучала всего одна флейта сякухати, на ней играл замечательный японский мастер Рэйтэй Нисимура. Одна простая бамбуковая флейта – но какое разнообразие и богатство видов дыхания, оживавших и превращавшихся в музыку. Получается, что у европейцев не было потребности так глубоко исследовать выразительную природу дыхания, их больше интересовала разнообразие внешних форм продольной флейты.