Восток
Китайская традиционная музыка
Аутентичное исполнительство — неточный термин, ведь традиция исполнения музыки барокко не дошла до наших дней, она пресеклась уже ко времени Мендельсона, а при Брамсе и Вагнере связь с ней была утрачена окончательно. Откуда же взяться аутентизму — подлинности?
Исторически информированное исполнительство — название более точное для зародившегося в 1960-х гг. нового стиля исполнительского искусства. Однако стиль не может именоваться так длинно и коряво, уж лучше, как было — аутентичное исполнительство. Тогда стоит вдуматься, в чем же его подлинность? Она — в мышлении, позволяющем читать старые партитуры аутентично замыслу автора. Идеи — они ведь вне времени. Аутентичное исполнительство — это стиль в исполнительском искусстве, где музыкант стремится соответствовать не только в плане инструментария, но глубоко вникая в смыслы нотных текстов, занесенных песком времен чуждых интерпретаций. Таким этот стиль сложился в Европе в своих лучших проявлениях.
Но есть культуры, где традиции не прерывались, или были прерваны, но восстановлены очень давно. Как непохожи судьбы культур, когда к ним начинаешь присматриваться. Аутентичное исполнение китайской музыки — это следование традиции, которая никогда не прерывалась.
Ли Фэнцюнь исполняет пьесу для щипкового китайского инструмента пипа «Осада со всех сторон, или Правитель Царства Чу снимает свои доспехи».
Этот шедевр для пипы — музыкальное описание трагических исторических событий: поражение правителя Сян Юй, считавшего себя непобедимым. Во время войны, последовавшей за основанием империи Хань (202 г. до н.э. — 220 г. н.э.), Сян Юй потерпел фатальное поражение. Пипа изображет сцену битвы: шум боя и неописуемое чувство поражения. Исполнение этой пьесы требует виртуозности и целого ряда сложных приемов. Стремительность должна сочетаться с точностью и сдержанностью.
Пипа — 4-струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни. Один из самых распространённых и известных китайских музыкальных инструментов. Первые упоминания пипы в литературе относятся к III веку, первые изображения — к V веку. Название «пипа» связано со способом игры на инструменте: «пи» означает движение пальцев вниз по струнам, а «па» — обратное движение вверх. Имеет деревянный грушевидный корпус без резонаторных отверстий и короткую шейку с наклеенным зубчатым грифом. Рёбра зубцов грифа образуют первые 4 неподвижных лада; остальные 13—14 ладов, в виде узких деревянных планочек, расположены на плоской верхней деке. Струны шёлковые (реже металлические), крепятся при помощи колков и струнодержателя. Звук извлекается плектром, но иногда и ногтем, которому придаётся специальная форма.