Опера
Опера Екатерины II Горебогатырь Косометович
Музыка В. Мартин-и-Солера
Екатерина II. Ричард Бромптон 1782, Государственный Эрмитаж
Игра в свайку и бабки. Скульптуры перед Александровским дворцом в Царском Селе.
Ансамбль Солисты Екатерины Великой
музыкальный руководитель постановки Андрей Пенюгин
Историческая справка:
Вначале Екатериной II была написана сказка «Горебогатырь Косометович», которая в 1788 году была переделана ею в комическую оперу. Изменение жанра поменяло смысл содержания. Как следует из сказки, действие происходит в Арзамасе, который в то время был русской пародией на Рим: маленький городок, через который проходили многие до- роги империи. Арзамас был знаменит своими гусями — белые, с желтыми клювами, очень крупные, исключительной гастрономической ценности, в то же время они высоко цени- лись как бойцовые. Арзамасцы открыли, что даже на рынки Москвы их гусей можно от- правлять пешком — для этого готовили специальный вар, в который обмакивали гусиные лапы, после чего, пока он не застыл, им давали походить по песку — получалась специ- альная гусиная обувь. Известно, что Екатерина ночевала в Арзамасе на обратном пути после путешествия по Волге. Сопровождавший ее Орлов провел эту ночь, наблюдая за гусиными боями, после чего приобрел нескольких птиц.
Опера впервые была поставлена в Эрмитажном театре в 1789 г. Ее клавир, выполненный Яном Богумиром Прачем и выпущенный типографией Горного Института под личным на- блюдением Николая Львова, свидетельствует о большой популярности оперы в усадьбах по всей России. Внуки Екатерины II, Александр и Константин, знали оперу наизусть и распевали арии из нее. В начале XIX в. перед Александровским дворцом в Царском Селе были поставлены две статуи в античном стиле — игроков в свайку и в бабки, олицетворявших Горебогатыря и его отца Косомета.
Инструментальные и танцевальные интерлюдии в опере:
Джованни Пьянтанида (1739, Санкт-Петербрург), фрагмент триосонаты в память о владе в оперное искусство России императрицы Анны Иоанновны.
Доминико Дололио (1750-е, СанктПетербург), синфония «Казак», в память о вкладе в оперное искусство России императрицы Елизаветы Петровны
Благодарим:
Щепочкина Андрея Львовича — за щедрость души.
Игоря Северцева — за визуальную концепцию постановки, увы, не воплощенную.
Екатерину Сираконян и Наталью Метелицу — за любезно предоставленные костюмы Ларисы Погорецкой.
Сергея Некрасова — за предоставленную возможность ежедневных четырехмесячных репетиций.
Валерия Веткина — за организационную помощь.
Постановщики:
Данила Ведерников — барочные жесты, мизансцены.
Клаус Абромайт — барочные танцы, танцевальные мизансцены.
Андрей Решетин — прочтение текста, фонетика, интонирование, ритмика русского языка XVIII века.
Костюмы — Лариса Погорецкая.
Декорации — Данила Ведерников.
Инженерная часть — Максим Михайлов
В ролях:
Горебогатырь Косометович — Илья Мазуров (бас), Кривомозг — Андрей Сторожев (тенор), Тороп — Виталий Соболев (тенор), Громкобай, Старик — Сергей Шувалов (бас), Локтмета — Юлия Хотай (сопрано), Гремила — Елизавета Свешникова (сопрано), Барыня, Степанида Даниловна — Вероника Сиротина (меццо-сопрано), Служанка — Наталья Иринчеева (сопрано), Слуга — Савелий Андреев (тенор).
Барочный балет Анджолини:
Константин Чувашев, Камиль Нурлыгаянов, Полина Артемьева, Екатерина Барашева.
Оркестр:
Первые скрипки — Андрей Пенюгин. Вторые скрипки — Андрей Решетин, Сергей Фильченко. Альт — Марина Куперман. Виолончель — Анна Бурцева. Контрабас — Григорий Воскобойник. Флейта — Светлана Емельянова. Гобои — Ольга Кузнецова. Клавесин — Ирина Шнеерова.
Продюсер постановки Андрей Решетин.
Смотреть видео:
Эрмитажный театр, премьера. | |||