Мансарда
Звёздное небо
На этой фотографии Мансарды можно увидеть небольшую часть мозаики и инструменты для работы над ней. (Фото Натальи Цехомской, 1982 год)
«Сказка». Энкаустика. 19.5 х 12.5 см.
Как это ни парадоксально, но самая известная акселева мозаика — это то самое «Звёздное небо», оно же «Небо на Земле», оно же «Царствие Небесное». Произведение, которому не суждено было материализоваться физически, но которое метафизически воплотилось в полной мере благодаря стихотворению Анри Волохонского «Рай».
История о написании Анри популярнейшей песни »Рай» в мансарде Акселя »над небом голубым» - той самой мозаикой «Небо», многократно описана разными авторами на неисчисляемых интернет-ресурсах. Исследователи по сей день продолжают спорить о том, что вдохновило на написание, что за истоки, кто автор музыки к песне и т.п. Мы же напрямую обратимся к автору.
«Аксель делал тогда это самое «Небо на земле»… А мы делали вид, что помогаем Акселю, — кололи смальту и составляли куски мозаик по его росписям, впрочем довольно бездарно. Акселю приходилось нас поправлять. А я вообще по большей части лодырничал. В прямом смысле слова он мне ничего не говорил и не советовал, но атмосфера была та самая.» (А. Г. Волохонский)
И ещё цитата от Ларисы Волохонской-Пивер из книги »Про Хвоста»:
«Анри всегда говорил, что писать песни его научил Алеша, объяснив некоторые важные принципы. Наука пошла впрок. В том же 1972 году Анри подарили изданную фирмой «Мелодия» пластинку «Лютневая музыка XVI–XVII вв.» Анри все ходил и мурлыкал эти несколько мелодий. И вот из пустоты в его душе, вызванной отсутствием Алеши, родились три прекрасные песни: «Зеленые рукава», «Лебедь» и «Рай». Алеша был их первым и самым лучшим на свете исполнителем. Когда он их пел, я видела на глазах у людей слезы».
С созданием песни «Рай» связана малоизвестная история. Песню эту Анри не выдумал из головы, он ее увидел. Увидел он ее в мастерской у нашего ленинградского друга художника Бориса Аксельрода — Акселя, — который тогда выполнял на заказ мозаичное панно для бассейна. Анри ему помогал и колол камушки для мозаики. Однажды мы целой компанией пришли к Акселю в мастерскую. Hа полу лежало огромное овальное панно с изображением синего неба со звездой, там было еще золотое солнышко, пониже, по краю, — им освещенный город, над городом — зеленый газон с цветами и — ну и дальше как в песне. Анри пришел домой и исчез у себя в комнате. Минут через пятнадцать он вышел с листочком в руках. «Вот послушай, сказал он и напел мне «Рай». Я тогда же отпечатала пять экземпляров под копирку.»
«Сказка» — эту маленькую работу Аксель написал восковыми красками в подарок маленькому ребёнку уже в Израиле. На вопрос мальчика: «Что бы это могло значить?» Аксель ответил, что придёт время, и он поймёт.
Так что мы можем работать над интерпретацией по сей день. И Звёздное Небо, одно на всех всегда здесь.
Лютневая Музыка XVI–XVII вв. / Lute Music Of The 16th–17th Centuries |
Конь унес любимого. Алексей Хвостенко |